В отделе библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности для студентов 4 курса ВятГУ (Педагогический институт, факультет «Педагогика и психологи») прошла тематическая экскурсия, посвящённая вопросам образовательных и развивающих занятий с детьми-инвалидами в рамках библиотечной деятельности.
Для студентов были представлены ролики индивидуальных заняти со слабовидящей девочкой 7 лет и слепым мальчиком 11 лет, отснятые заранее. Будущие педагоги на практике увидели, как библиотекарь (педагог по образованию) Олеся Игоревна обучает детей-инвалидов обследовать предмет. Ведь осязание – это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов библиотекарь, находясь за спиной ребёнка управляет его руками, накладывая на них свои руки. Прием «рука на руке» — самый лучший метод обучать детей новым навыкам.
На занятиях ребята учатся обследовать предмет 2-мя способами:
1-й способ – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук, сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств;
2-й способ – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.
Также Олеся Игоревна рассказала о методах развития слухового восприятия пространства. На занятиях дети слушают пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин. Сравнивают, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.
Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах. Олеся Игоревна продемонстрировала, как систематические занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве.
Вторая часть лекции прошла в форме диалога. Будущим учителям были интересны наши тактильные книги и то, как они применяются в работе с детьми. Будущие педагоги заинтересованно слушали и задавали различные вопросы.